espero: (Default)
[personal profile] espero
Прочитайте вопрос сначала с выделением слова «любить», а потом еще раз, выделяя слово «должен».

Время от времени у педагогов вопрошают: вы _любите_ детей? Какой-то капкан в этом вопросе.
Для меня есть что-то фальшиво-неискреннее как в самом вопросе, так и в ожидаемом (вынужденном) положительном ответе. Проще ответить односложно, но остается какой-то неприятный осадок.

Хочется ответить вопросом на вопрос: а вы детей любите? Неуклюжий вопрос, не правда ли?

Невозможно оптом, действительно, _любить_ всех людей. Это получалось лишь у избранных. Можно говорить о любви к миру, но, бывает, сложно любить хотя бы одного человека.

Но как же, слышу в ответ, ведь педагог, учитель, воспитатель _должен_ любить детей.

Вот здесь и становится понятно, что происходит что-то не то. Сочетание понятий «должен» и «любить» - само по себе противоестественно.

Если родители ждут от педагога любви (_должен_ ведь любить!) и хотят, чтобы он был «мамой родной», их может постичь глубокое разочарование.

Не на любовь надо рассчитывать, а на понимание.
Понимание и приятие детей вообще и твоего ребенка, в частности. Ну и, само собой, на профессионализм в узком и широком смысле.

Понимать ребенка, понимать и чувствовать движения его души, уважать его особое мышление, уметь быть с ним на одной волне, уметь найти с ребенком, с детьми общий язык, хотеть и уметь помочь конкретному ребенку и/или его родителям в различных ситуациях – вот что должен педагог.

Говоря с детьми, надо с первых ответных взглядов понимать – ты попал или не попал в резонанс? Консонанс это или диссонанс?

Так вы будете спрашивать у педагога, любит ли он детей?:)

Date: 2005-03-09 05:38 pm (UTC)
From: [identity profile] ash-tree.livejournal.com
Из своих личных наблюдений я сделала вывод, что, чем ближе педагог к понятию "человек, любящий детей вообще", тем хуже из него педагог.

Date: 2005-03-09 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] rivka-ch.livejournal.com
Только хотела сказать:) Наблюдала эмпирическим путем и сделала такой вывод:)

Date: 2005-03-09 08:29 pm (UTC)
From: [identity profile] ash-tree.livejournal.com
Я из семьи потомственных учителей, всю жизнь в школе околачиваюсь :) Поле для наблюдений богатое.

Date: 2005-03-09 09:26 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/espero_/
А "вообще" это как? абстрактно любит, а на конкретно сил уже не хватает?

Имхо :)

Date: 2005-03-09 09:44 pm (UTC)
From: [identity profile] ash-tree.livejournal.com
"Детей вообще" -- это не конкретных детей, а вот как многие говорят: "А я детей люблю". Тут может быть много вариантов, многие из них упомянуты ниже (детей любит, а когда подрастают, начинает активно нелюбить; психологический барьер, возникающий, когда надо учить друга и многое еще).
Вообще я когда-то это формулировала так: хороший учитель складывается из двух составляющих -- ему интересен предмет, который он преподает, и ему интересно с детьми. Если присутствует только первое, то получается хороший "предметник" (терминология моя, извините :) -- человек, нацеленный именно на обучение тому или иному предмету (это, естественно, при условии отсутствия неприязни к людям и к детям как частному случаю людей). Если присутствует только второе, то получается хороший "классный руководитель" -- человек, нацеленный скорее на воспитание, общение, психологию всякую. Если присутсвуют обе составляющие, то получается идеальный учитель, я таких знаю всего двоих.
Следует отметить, что все три описанных типа -- хорошие учителя. Плохие учителя -- это не "предметники" и "классные руководители", это совсем другие типы, и их гораздо больше, чем хороших.

Date: 2005-03-09 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] krl-pgh.livejournal.com
Есть люди, которые вообще не любят детей, раздражают их дети. Есть люди, которые любят только очень определенных, "своих" детей. Я всегда воспринимала эту фразу "педагог должен любить детей" как совет людям их вышеуказанных категорий не идти в педагоги.

Date: 2005-03-09 05:56 pm (UTC)
From: [identity profile] devizzi.livejournal.com

Должен ли врач любить больных? Должен ли, например, паталогоанатом любить покойников?

Я полагаю, учитель должен учить.

Date: 2005-03-09 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] krl-pgh.livejournal.com
Ну, нам попадались учителя, которые изначально испытывают симпатию к своим ученикам, и одна учительница, которую, по-моему, дети раздражали как класс. С детьми, которые имеют тенденцию раздражать учителей, первым явно несколько легче.

Знакомство с зубным врачом, которую вполне устраивало, что она причиняет пациенту боль, и мало заботило, сохранит ли она пациенту зуб, мне, скажем, показалось логичным прекратить побыстрее.

Date: 2005-03-09 06:18 pm (UTC)
From: [identity profile] devizzi.livejournal.com

Кира, пример с зубным врачом не пройдёт, потому что это плохой зубной врач. Профессионалы так к делу не подходят - дантиста не может не заботить, сохранит ли он зуб (вообще-то, это цель его работы) и правильно ли проведена анастезия (один из инструментов врача). В сущности, с педагогами то же самое. Если им мешает плясать раздражение в адрес подопечных, это уже не профи - сама подумай, хорош ли учитель, который не может научить (а хоть бы и под предлогом "раздражения" или "нелюбви"). Но это вовсе не значит, что демонстративно любящий детей педагог может хорошо учить.

Date: 2005-03-09 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] krl-pgh.livejournal.com
ОК, согласна. Но людям, которых тошнит при виде широко открытого рта, не стоит идти в дантисты, также как людям, которых дети раздражают как класс (вот НЕ ЛЮБЯТ они детей, создадим такой глагол НЕЛЮБЯТ, по типу НЕНАВИДЯТ), не стоит идти в учителя. Я смотрю на это "должен любить" в вышеприведенной фразе как "не должен нелюбить", и, по-хорошему, нельзя тут эту пару "не" опускать.

Врач-профессионал, который ненавидит больных, может, наверно, это как-то преодолевать, но хорошо ли это?

Date: 2005-03-09 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] devizzi.livejournal.com

Целиком и полностью согласна. Просто для меня "любит" и "не испытывает неприязни" не одно и то же. ))) Но это уже детали.

Date: 2005-03-09 06:28 pm (UTC)
From: [identity profile] krl-pgh.livejournal.com
"любит" можно же по-разному интерпретировать, вот, например, как антоним к более конкретному "не любит".

Date: 2005-03-09 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] iva10.livejournal.com
Разумеется, нет. Я буду смотреть, умеет ли он работать с детьми. Профпрегодность, а не эмоции.

Date: 2005-03-09 06:23 pm (UTC)
From: [identity profile] olga-ovodova.livejournal.com
Я бы не хотела, чтобы моих детей учил человек, который любит прицельно именно детей. Потому что по мере взросления он будет их разлюбливать. А если человек любит людей вообще, а детей в частности, это замечательно. Под "любит" я понимаю умение и желание видеть искру в собеседнике.

Date: 2005-03-09 06:29 pm (UTC)
From: [identity profile] ash-tree.livejournal.com
Очень меткое замечание, я знаю замечательный пример такого учителя. Наша учительница русского и литературы была великолепным учителем в классах с пятого по восьмой, но после восьмого она становилась настолько же плоха, насколько до этого была хороша. Буквально до неадекватности, до безобразных скандалов с конкретными детьми или с целыми классами..

Date: 2005-03-09 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_verbena_/
Одну мою знакомую, работавшую до пенсии в школе, а после пенсии - в Центре Детского Творчества, вопрос этот раздражал необычайно. Она отвечала на него так :"Мы ваших детей не любим, мы с ними работаем".

Date: 2005-03-09 08:59 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/espero_/
Каков вопрос, что называется, таков ответ.:)

Date: 2005-03-09 06:50 pm (UTC)
From: [identity profile] aurinko25.livejournal.com
Я их не люблю. Я вообще не педагог. И упаси боже. Мне просто нравится преподавать и работать с умными детьми. Кстати, тех детишек, с которыми я потом начинаю дружить, учить я уже не могу: психологический барьер.

Date: 2005-03-09 06:51 pm (UTC)
From: [identity profile] imacom.livejournal.com
любовь вообще- сложная субстанция,во всех ее ипостасях

Date: 2005-03-09 07:57 pm (UTC)
From: [identity profile] lerabel.livejournal.com
"Любить" - это можно так неоднозначно трактовать... К своим ученикам я испытываю очень теплые чувства. Искренне привязываюсь. Ощущаю также симпатию с их стороны и радуюсь этому. Мне комфортно с ними, им со мной:) Это любовь или что?
Может я плохой педагог, раз чувствую привязанность к ученикам?
Стоит подумать...

Date: 2005-03-13 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/espero_/
Это гармония.:))
Почему вы вдруг усомнились в себе, как в педагоге?
Если такая привязанность не сковывает, не мешает объективности, то и хорошо.


Date: 2005-03-09 08:54 pm (UTC)
From: [identity profile] remka.livejournal.com
Еще не разворачивая пост - заменила слово любить на другое, Читая - увидела Понимать - подумала,и я о том же,потом вспомнила свое слово :) - принимать, принимать такими, как есть :) Очень похоже :) А еще - чувствовать их,и помнить свое детство :)

маленькое дополнение

Date: 2005-03-09 09:02 pm (UTC)
From: [identity profile] lena-vinni.livejournal.com
Помнить свое детство - это значит уметь поставить себя на их место?

Re: маленькое дополнение

Date: 2005-03-09 09:40 pm (UTC)
From: [identity profile] remka.livejournal.com
Даже не умение, немножко глубже- совместное чувствование возникающих ситуаций, на основе собственного опыта :)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/espero_/
Да, о приятии я тоже говорю.
И очень точное дополнение: "А еще - чувствовать их,и помнить свое детство :)" Спасибо!

Date: 2005-03-09 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] sonechko.livejournal.com
Такой вопрос бестактен, но ответ легко прочесть по лицу, не спрашивая. :-)

Date: 2005-03-09 09:23 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/espero_/
Определение бестактности к этому вопросу как-то не очень подходит. Вопрос этот скорее не совсем точный, он просто из другой области. Так бывает, когда родители или не знают, как точнее сформулировать свою мысль, или действительно ждут "любви".

Date: 2005-03-09 10:20 pm (UTC)
From: [identity profile] elena-nt.livejournal.com
Педагога спрашивать не буду, все станет понятно из ремарок ребенка об этом педагоге или по его настроению и желанию идти к этому педагогу опять. А вот себя, как родителя, порой, когда хочется убежать из дома или в порыве ярости раздолбать весь дом вместе с его обитателями, спрашиваю. Правда, потом нахожу причины своего дурного поведения и пытаюсь исправиться. Обычно дети никогда не являются прямой причиной твоего плохого состояния, но косвенной - очень часто. Педагоги тоже люди. Оставим им право на ошибку. Мы учимся любить своих детей, они тоже учаться и любить наших детей (понимать, принимать) и учаться учить, ведь каждый ребенок - индивидуальность, каждому свой подход нужен и в воспитании и в обучении.
И еще дурная мысль пришла, что только маньяки любят детей. Нам же, нормальным более или менее людям, наверное, нужно подыскивать другие слова оттеняющими понимание слова "любовь"?

Date: 2005-03-10 05:33 am (UTC)
From: [identity profile] lenkaolenka.livejournal.com
я думаю, педагого должен уважать ребенка
причем не за знания этого ребенка
а за его НЕзнания
вот и все

Date: 2005-03-10 08:16 am (UTC)
From: [identity profile] stoks.livejournal.com
Я согласна с Вами.

Date: 2005-03-10 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] pazalar.livejournal.com
Я не буду спрашивать педагога, любит ли он детей.
Но я хочу воспитать детей так, чтобы они не зависели от любви-нелюбви педагогов.
А вот как ЭТО сделать, я не знаю, увы, со старшим сыном получилось только к 12 годам, он почти не обращает внимания, как к нему относятся учителя, но для этого ему пришлось пройти ужас целого учебного года с учительницей-гестаповцем, там просто патология была какая-то. Но иммунитет получил.
И вот с младшей я опять попала в засаду, она страдает от того, что "учительница меня не любит".
Вот с чем работать надо. Все окружение для своих детей не подберешь, к сожалению
.

Date: 2005-03-10 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] maria-d.livejournal.com
Маленьким детям нельзя долго быть в обстановке нелюбви. Да, годам к 12 - можно...

Date: 2005-03-10 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] maria-d.livejournal.com
Педагогу должны быть приятны ИДЕИ, связанные с детством:
- развитие, быстрое изменение, неустойчивость день ото дня
- "инопланетность", странность, инаковость детей
- физиологические нужды детства: зашкаливание кинестетического (по взрослым меркам), другое внимание и концентрация
- детские ценности
- умение видеть сущность вещей, а не "накрученные" на них сложности и системы

Педагог также должен уметь чувствовать "не своих" учеников. Это случается, и это лучше быстро остановить. Понятно, у профессионала таких будет меньше, но они всегда есть и... С ними не надо.

Спрашивать, любит ли детей... Хочется процитировать анекдот про поручика Ржевского: "Детей нет, но сам процесс!.."

Вопрос про не своих

Date: 2005-03-11 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] olga-ovodova.livejournal.com
Предположим, что некоторый ребенок оказался "не своим" у некоторого педагога. Родители этого не заметили пока. Может ли педагог сказать об этом родителям? Как это должно быть сформулировано, чтобы не обидеть родителей?

Или родителям приятнее самим обнаружить непригодность учителя для их конкретного ребенка и самим уйти/перевести к другому, тем самым ощущая себя хозяевами ситуации?

Мария, если можно, вынесите этот вопрос на обсуждение в вашем журнале.

Re: Вопрос про не своих

Date: 2005-03-11 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] maria-d.livejournal.com
Мне кажется, педагог просто обязан остановить занятия. Как сказать? Нда... отдельной темой, ага.
http://www.livejournal.com/users/maria_d/314488.html

Date: 2005-03-11 09:50 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/espero_/
У меня еще не было "не моих" учеников. А вот родители "не мои" были и неоднократно.

Date: 2005-06-24 04:39 am (UTC)
From: [identity profile] dirinfo.livejournal.com
Слушайте, отлично!!! А комментарии - я даже подумать не могла, что столько людей придерживаются той же точки зрения, что и я! Спасибо!

Profile

espero: (Default)
espero

April 2015

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 2nd, 2025 03:38 am
Powered by Dreamwidth Studios